?

Log in

No account? Create an account
"Искупление" (2012), реж.Александр Прошкин - Поехать согласилась только крыша [entries|archive|friends|userinfo]
Наталья Резник

[ website | Страница в журнальном зале ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Искупление" (2012), реж.Александр Прошкин [май. 31, 2014|05:27 pm]
Наталья Резник
[Tags|, , ]

"Искупление" (2012), реж.Александр Прошкин

Прочитанный в перестроечные времена роман Горенштейна "Искупление" все во мне перевернул. Я никогда до этого не сталкивалась с книгами, с такой жестокой откровенностью обнажающими зло, с авторской способностью заглянуть глубоко внутрь человека и одновременно холодным философским взглядом посмотреть на все человечество.
И что же экранизация Прошкина, получившая приз Монреальского кинофестиваля "За выдающееся художественное воплощение"? Что воплотил Прошкин? Воплотил он на экране цепочку событий из романа. Очень добросовестно, почти ничего не выбросив и не изменив. В этом ему явно помогла и автор сценария, просто переписавшая роман (благо, он небольшой) в сценарий, как аккуратные ученики переписывают упражнения из учебника. От романа, как ни странно, при этом подходе просто ничего не осталось. Не осталось ни перерождения Сашеньки, ни кровоточащей ткани повествования, в которой переплетаются страшные противоречия загадочного создания по имени человек, ни мучительных попыток осмысления чудовищных злодеяний. Профессор, который является в романе отчасти рупором авторского голоса, на экране почему-то превращается в фальшивого балагура, и произносимый им текст уходит в пустоту. Ну, болтает себе чего-то там... Все как в книге.
Ничего ровным счетом не сказано этим фильмом, хуже того: он превращает необыкновенный, редкий роман в бытовуху, якобы очень правдиво рассказанную историю послевоенного времени.
Горенштейна надо читать.

"Желание быть любимым присуще всем, но есть натуры сильные, нервные и чуткие, для которых жажда чужой любви так велика, что они теряют способность любить сами и, чтоб постоянно ощущать силу любви к себе, причиняют любящему страдание. Не сразу, не вдруг становятся эти несчастные такими, и одной из ярких фигур подобных является непонятый либо оболганный евангелистами иудейский юноша Иуда, самый красивый, самый страстный и самый любимый Христом ученик. Он удавился вовсе не потому, что каялся. Христа Иуде жаль не было, ибо не бывает взаиморавной любви между двумя людьми, и так сильна была любовь Христа к Иуде, что у Иуды не могло остаться и крупицы любви к Христу. Страшно одиноко стало Иуде, когда не стало рядом Христа, ибо только Христос со своей всепоглощающей неземной любовью способен был утолить жажду этой доведенной до исступления, страстной, ни на секунду не утихающей потребности быть любимым, которая грызла Иуду. Так бывает всегда, когда кто-либо любит чрезмерно, как любил Христос всех, а более всех несчастного юношу Иуду, ибо и в любви, если кто-либо забирает много или все, то другим остается немного либо одна лишь жажда. Такова и материнская любовь, по природе своей наиболее близкая к любви Христа, и потому дети не могут любить мать свою, а чувство, которое они испытывают, вовсе другое чувство…"

Ф.Горенштейн "Искупление"
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: leou_99
2014-06-01 02:18 am
Да, Горенштейна надо читать. А экранизации, увы, редко бывают удачными. Видели, что сотворили с "Бесами"?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: stiho_pletka
2014-06-01 04:02 am
Даже не знала, что фильм такой есть.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leou_99
2014-06-01 02:02 pm
Недавно был по первому зомбоканалу. Хотиненко расправился теперь и с Достоевским :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stiho_pletka
2014-06-01 04:33 pm
А-а, Хотиненко! Ну, это все. У Прошкина, по крайней мере, были добрые намерения.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wovanik
2014-10-16 01:17 pm
Нет, нет, нет! Не согласен ни с одним словом в рассуждениях Горенштейна об Иуде. Фильм смотреть точно не буду, да и книжку вряд ли когда-нибудь прочту. Ты мне напомнила о другой книге, которую давно собираюсь прочесть. Леонид Андреев "Иуда Искариот". Кстати, и фильм, как оказалось есть довольно новый. Прямо сегодня и возьмусь за книгу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: stiho_pletka
2014-10-16 04:01 pm
И очень зря. Горенштейн - один из самых значительных писателей нашего времени.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wovanik
2014-10-17 06:47 am
Мне заведомо трудно будет читать, если я не согласен с автором в принципиальных вопросах.
Иуда у Горенштейна получается толстокожий эгоист и при этом любимый ученик Христа. Этого не могло быть. Христос видел людей насквозь и понимал кто рядом с ним. Почему он не прогнал Иуду? Это противоречило бы учению, Христос надеялся на спасение Иуды. К тому же, Христа бы схватили бы и без Иуды, может быть днем позже. Иуда удавился, когда осознал масштаб личности Христа, когда понял, что он натворил. Ведь пока они с Христом ходили по городам и весям, лечили больных, распространяли учение, все было вполне естественно, нормально... Иисус - не какой-то там непонятный далекий бог, а свой, такой же как и Иуда человек... а тут деньги предлагают... И вот после ареста Иисуса выясняется, что сам римский наместник лично разбирает дело Христа, что высшие духовные лидеры Израиля оказывается заклятые враги простого сына плотника, что вся страна кипит возмущением и требует казни, а во время казни Солнце скрылось из виду (хотя, это спорный вопрос). Неужели Иуда на все это не отреагировал, а удавился из-за того, что ему стало одиноко?! Я уверен, что он сожалел о содеянном.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stiho_pletka
2014-10-17 02:40 pm
Во-первых, в книге речь идет вовсе не о Христе и не об Иуде. Во-вторых, мысли и рассуждения Горенштейна невероятно интересны, а литература сама по себе неизмеримо шире религиозных трактовок. Мне очень жаль, что ты пытаешься уйти в зашоренность и ограничить свой круг чтения, исходя из затверженных трактовок.
(Ответить) (Parent) (Thread)